...Планируем удлинить взлетно-посадочную полосу в Великом Устюге к концу 2020 года, и туда полетят среднемагистральные самолеты из Москвы и Санкт-Петербурга (сейчас нужна пересадка в Череповце)
По вотчине Деда Мороза перспективы большие — это новые объекты показа, новый дворец, сейчас как раз заканчиваем его проектирование. Мы уже построили ледовый дворец "Мороз-Арена", колоссальную набережную. Объем инвестиций в Великий Устюг за последние 20 лет превысил 25 млрд рублей.
— А иностранные туристы приезжают, чтобы посмотреть на нашего Деда Мороза?
— Конечно. В 2014 году, когда построили копию резиденции Деда Мороза в Олимпийском парке в Сочи, на зимних Олимпийских и Паралимпийских играх ее посетили более 1 млн человек. После этого начался второй этап бума, поехали уже иностранцы. Они посмотрели сначала на нашего дедушку в Сочи, а потом отправились в Великий Устюг, увидели здесь уникальную природу, хрустящий снег, морозы за 30 градусов, трехметрового Деда Мороза, которому три тысячи лет. И сейчас к нам приезжают уже представители порядка 25 стран мира. Поэтому в вотчине Деда Мороза мы говорим на всех языках мира. Больше всего туристов из Скандинавии, много славян — из Сербии, Черногории, из Белоруссии. Есть и китайские туристы.
— Еще один интересный проект — "Вологодский гектар". Вы пошли по пути Приморского края, но там немножко другая ситуация — территория большая и неосвоенная. Какая задача у проекта "Вологодский гектар", почему вы решили его запустить и есть ли уже интерес у людей?
— Вологодская область очень удобно расположена географически — в радиусе 500 км вокруг нее проживает более 50 млн человек, то есть практически треть населения страны. Но плотность населения Вологодской области — всего восемь человек на квадратный километр. Поэтому у нас огромное количество земель, в том числе сельхозназначения, которые находятся в отдаленных районах и не востребованы. Мы приняли для себя решение вовлечь пустующие сельхозземли в оборот для производства сельхозпродукции, строительства животноводческих комплексов.
НА ЭТУ ТЕМУ
Минвостокразвития предложит дать гражданам РФ еще один "дальневосточный гектар"
Мы создали геоинформационную систему, которая так и называется — "Вологодский гектар", где на карте в трех пилотных районах области будут нанесены пустующие земельные участки, подчеркиваю — обеспеченные инфраструктурой, дорогами, электричеством. Как правило, это земли бывших населенных пунктов, пустующих деревень, которые давно покинули жители, но где остались дороги и коммуникации. Любой желающий в начале 2019 года сможет зайти на эту карту, посмотреть, выбрать земельный участок от 1 до 100 гектаров из 50 тыс. гектаров пустующих земель. И после этого он будет бесплатно предоставлен в собственность гражданину для ведения сельского хозяйства.
Самое главное здесь — соблюдение требования по использованию этого участка. Можно производить продукцию сельского хозяйства — выращивать зерно, овощи. Можно разводить коров или коз. То есть производить любые виды сельхозпродукции. Можно создавать сельхозкооперативы, заниматься экологическим туризмом, это сейчас в регионе тоже очень популярно.
— Вы наверняка уже проводили мониторинг рынка, жители каких регионов выражают свой интерес?
— Проект рассчитан не только на жителей Вологодской области. Любой желающий заняться сельским хозяйством может подать заявку, даже гражданин другого государства. Мы рассчитываем, что в первую очередь люди будут приезжать из больших городов. Мы видим обратный миграционный отток из крупных мегаполисов, где люди устали от суеты, толкотни, экологической нагрузки, машин. Они выходят на пенсию или заканчивают трудовую деятельность, имея какие-то средства для развития собственного дела, и с огромным интересом рассматривают предложения по земельным участкам, где они могли бы остановиться, создать свой очаг, ферму или животноводческий комплекс.
Первая категория желающих принять участие в "Вологодском гектаре" — это миграционный отток из желающих вернуться в экологически чистые регионы России
Вторая — это жители Арктики, Крайнего Севера, которые живут в тяжелейших условиях, работают вахтовым методом, зарабатывают большие деньги, быстро выходят на пенсию и готовы переехать в среднюю полосу, где и природа совсем другая, возможности другие, и экология — чистые реки, озера, леса. Третья — это страны ближнего и дальнего зарубежья, особенно это касается Украины, интерес жителей этой страны — колоссальный.
— Вы заявили еще об одном амбициозном направлении — это круизный проект "Русские берега" с колоссальными инвестициями почти в 10 млрд рублей. Насколько он реален?
— Что такое "Русские берега"?
Это круизный кластер, который мы разворачиваем в шести городах: "Череповец — горячее сердце Русского Севера", "Приозерный" в Белозерском районе, "Вытегорье — корабельная сторона" в Вытегорском районе, "Северная Фиваида" в Кирилловском районе, "Русские берега. Никольская набережная" в Шекснинском районе и "Берег русской старины" в Усть-Кубинском районе
Общий объем инвестиций — почти 10 млрд рублей, из них 7 млрд — это частные инвестиции на строительство причальных стенок. То есть мы сначала должны построить инфраструктуру, начиная с причалов, потом сделать берегоукрепление, озеленение, парковки и стоянки для автобусов, для того чтобы круиз подошел к берегу и после этого туристов развезли автобусами по русским усадьбам, в Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, наши святыни.
Сейчас мы защищаем проект на уровне правительства России, чтобы получить федеральное финансирование. Но одновременно будем строить шесть современных причальных стенок за счет частных инвесторов. В каждом городе появится красивейшая набережная, прогулочная зона с объектами показа и ресторанами с российской кухней. Предварительные переговоры с круизными компаниями уже проведены, они ждут современных причальных стенок, чтобы организовать круизные маршруты в эти города. Это все компании, которые ходят по Волго-Балтийскому водному пути, начиная от "Водохода" — они с нетерпением ждут, когда появится инфраструктура, чтобы организовать сами круизы.
Чтобы вы понимали, что это реальный проект, скажу, что финансирование причальных комплексов в первых двух городах — в Череповце и Вытегре — уже началось.
— Череповец — крупнейший индустриальный центр Северо-Запада, и воспринимать его как туристический город — непривычно. Что там смогут увидеть туристы? Более того, Череповец не раз называли самым загрязненным городом России. Как это можно совместить с туризмом?
— В Череповце мы будем развивать промышленный туризм. Уже договариваемся с крупными компаниями — "Северсталью", "ФосАгро", где открыты музеи, где есть возможность показать мощь наших промышленных предприятий. Что касается экологической безопасности, в 2018 году, после того как президент в своем Послании Федеральному собранию упомянул Череповец среди экологически неблагополучных городов, мы актуализировали планы и создали комплексный план снижения антропогенной нагрузки на экологию Череповца. Объем инвестиций вместе с крупными предприятиями составит более 77 млрд рублей до 2024 года. Из них более 15 млрд рублей — это как раз природоохранные мероприятия.
НА ЭТУ ТЕМУ
Норильск, Череповец и Липецк признаны самыми грязными городами России
Эти инвестиции вложат наши крупнейшие компании — "ФосАгро", "Северсталь", Череповецкий фанерно-мебельный комбинат, транспортное предприятие "Автоколонна 1456" (она переходит на газомоторные виды топлива). Также в этом плане — инфраструктурный проект строительства нового моста, который распределит транспортные потоки, снизит нагрузку на экологию города, особенно в Индустриальном районе Череповца. В единый план включены и наш "Водоканал", мясокомбинат, хлебопекарня — то есть все промышленные предприятия Череповца подготовили планы по снижению нагрузки на экологию, и мы создали комплексную программу с общим объемом инвестиций в 77 млрд рублей до 2024 года.
В декабре Череповец будет принимать Второй Международный промышленный форум, основной темой обсуждения на котором станет в том числе и вопрос промышленной экологической безопасности. Форум состоится 12–13 декабря этого года. Форум масштабный, с участием крупных федеральных и мировых экспертов при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ. Мы пригласили министерства, ведомства, крупные компании, госкорпорации, чтобы обсудить вопросы прорывного развития России — то, о чем говорил президент в своем майском указе.
У форума две основные темы: это, как я уже сказал, экология бизнеса, а также подготовка кадров для развития промышленности, потому что без кадров осуществить технологический прорыв, перейти на рельсы цифровой экономики невозможно. Еще одна тема, которая связана с экологией и будет активно обсуждаться на форуме, — это деревянное домостроение и деревообработка. Ей будет посвящена отдельная секция форума.
— А в сфере деревянного домостроения региону уже есть что показать международным участникам форума?
— Несомненно, потому что все страны Евросоюза, особенно наши северные соседи — Швеция, Норвегия, Финляндия, заинтересованы в увеличении объемов поставок из Российской Федерации не столько сырья, сколько уникальных деревянных домокомплектов для строительства индивидуального жилья и социальных объектов именно из дерева.
Для этого мы создали межрегиональный кластер деревянного домостроения вместе с Новгородской областью. Приступили к увеличению выпуска, и наша цель — выйти на объем 200 тыс. кв. м деревянных домокомплектов для внутреннего рынка и на экспорт. Сейчас мы производим около 100 тыс. кв. м, и порядка 40% идет на экспорт.
Для этого мы сегодня запускаем уникальные проекты для производства новых материалов, которые ранее в Росси не производились. Сокольский деревообрабатывающий комбинат компании Segezha Group будет производить CLT-панели (панели из клееной фанеры). Объем инвестиций — 1,2 млрд рублей.
Это уникальные панели до 24 м длиной, до 40 см толщиной и до 3,5 м шириной, то есть это цельная стена многоквартирного деревянного дома
Ранее в России такие CLT-панели не производились, эта продукция будет востребована как на внутреннем, так и на внешнем рынках, и не только для домов, а также для социальных объектов.
К сожалению, в России до сих пор есть ограничение — позволено строить деревянные дома только до трех этажей. В Западной Европе, в Америке эти ограничения давно уже сняты, и деревянные дома строят до 15 этажей. Соответственно, мы тоже должны снять ограничения при запуске такой уникальной технологии. Мы уже работаем с Минпромторгом, с Минэкономразвития по снижению требований на ограничение высотности деревянных домов.
Еще один уникальный проект — завод "Фиброплит" в Череповце, пробный пуск которого будем делать в рамках форума. Завод тоже будет производить продукцию по уникальной технологии — экологически безопасные стеновые панели для каркасного домостроения. В России такие плиты вообще не производятся, они состоят на 60% из лиственной древесины, осины, на 40% — из цемента. Эти плиты на 90% пойдут на экспорт, потому что востребованность европейского рынка колоссальная.
— Завод "Фиброплит" будет запускаться как один из резидентов ТОСЭР "Череповец", а сколько всего сейчас резидентов? И каковы планы по вхождению других резидентов и открытию новых производств?
— Череповец — это классический моногород, где основной отраслью промышленности была металлургия. Зависимость от цикличности в реализации продукции металлургии очень сильно влияла на социальную обстановку в городе и в регионе. Поэтому придание статуса ТОСЭР позволило нам приступить к диверсификации экономики, к созданию альтернативных отраслей промышленности в Череповце. Для этого мы построили при поддержке Фонда моногородов индустриальный парк "Череповец", который уже насыщается резидентами. Сегодня можем сказать о том, что реальная диверсификация уже наступила.
Череповец может первым в России покинуть список моногородов после реализации крупных инвестиционных проектов на территории ТОСЭР
Здесь уже реализуются шесть инвестиционных проектов с объемом инвестиций в 5 млрд рублей. Это пекарня по производству французских булочек — подобные по французской технологии еще на Урале выпекаются, и все. Это также АО "Механика" по производству вездеходов, абсолютно уникальных, предназначенных в том числе для Арктики, Антарктики, США и Канады. Это Череповецкий тепличный комплекс "Новый", который будет выращивать огурцы, помидоры, зелень, круглый год обеспечивая наших покупателей свежими овощами. Это торговый дом "Русский чай", который сейчас начинает сбор, сортировку, сушку и упаковку иван-чая на территории ТОСЭР для поставок в РФ, в федеральные сети, а также далеко за пределами страны, потому что русский чай всегда ценился в царской России как один из главных экспортных товаров. Мы возобновляем это производство в промышленных масштабах.
Это Череповецкий судостроительный завод — уникальное предприятие, где мы начинаем строительство грузовых судов для перевозки зерна с юга на север, а с севера на юг — химических минеральных удобрений и металлопроката компании "Северсталь". До 20 судов в год готов наш инвестор строить на череповецкой промышленной площадке ТОСЭР.
Наша задача — в ближайшие несколько лет увеличить количество резидентов ТОСЭР с нынешних уже действующих шести до 40 предприятий, а объем инвестиций — до 10 млрд рублей, что позволит нам создать 2,5 тыс. рабочих мест.
Беседовала Ирина Яровикова
https://tass.ru/interviews/5848086?utm_ ... 2_exchange